интроверты
|
Эмоционально нестабильные
|
экстраверты
|
Меланхолик
- тревожный
- легко
расстраивающийся
- сдержанный
- необщительный
- тихий
- пессимистичный
- склонный к
рассуждениям
- негибкий
|
Холерик
- чувствительный
- беспокойный
- агрессивный
-раздражительны
- изменчивый
-оптимистичный
- активный
|
Флегматик
-пассивный
-осмотрительный
-вдумчивый
- мирный
- контролируемый
- внушающий доверие
- ровный
- спокойный
|
Сангвиник
-общительный
- открытый
-разговорчивый
-отзывчивый
- непринужденны
-жизнерадостный
-склонный к
лидерству
- беспечный
|
Эмоционально стабильные |
«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует
считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему
развитию его способностей» (Р.М.Грановская)
Темперамент - это
закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,
характеризующих различные стороны развития психической деятельности.
Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода.
Зная некоторые особенности темперамента ребенка, родители уже с первых дней
воспитания малыша могли бы избежать многих ошибок.
Первые проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенческом
возрасте и проявляются в последующих возрастных периодах.
Родителям эмоционально
нестабильных детей (холериков) при
нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие
приемы. Следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями их детей и
воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.
Ребенка надо переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто
успокоить. Для того, чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим
настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию
дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно
использовать известный прием под названием «тайм-аут» (т.е. небольшая
передышка). Смысл приема состоит в следующем: ребенка уводят в спокойное место,
где ему можно сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций
поговорить или даже пошептаться с ним или просто помолчать, пока не наступит
ощущение покоя. Родителям эмоционально нестабильных детей следует учиться
контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или
гнева, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько
глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.
Родителям меланхоликов
следует позаботиться о том, чтобы у ребенка не было эмоциональных перегрузок,
чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Ребенок должен знать, что он
имеет полное право погрустить и поплакать, - это нормально. В такие минуты
можно предложить ему погулять или почитать ему интересную книжку, или дать
возможность побыть одному.
Дети – экстраверты
проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать
среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много
говорят и легко вступают в контакт с другими детьми.
Интроверты
умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве,
любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. После
длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми
ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт, вероятно,
напротив – активен.
- Родителям
детей-интровертов:
Обеспечить их чаду
возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие-либо свои дела
(игры и другие занятия), не требовать от ребенка, чтобы он немедленно отвечал
на просьбы и вопросы взрослых. Желательно так организовать рабочее пространство
(игровой уголок), место для сна, место за обеденным столом и т.д., чтобы
ребенку было просторно.
- Родителям
детей-экстравертов:
Рекомендуется как
можно чаще хвалить своих малышей и научить других родственников делать то же
самое, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы
они чаще находились в обществе детей и взрослых. Требуется много терпения,
чтобы научиться выслушивать их, а не отвечать тут же, не перебивать сына или
дочь. То, что говорит экстраверт, - это не пустая болтовня, а мысли вслух.
Родителям также
следует наблюдать за проявлением собственных эмоций, переживаний, чтобы плохое
настроение взрослых не передалось малышу.
Ребенку-меланхолику
лучше иметь в семье очень близкого человека, с которым он мог бы постоянно
делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие
занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки.
Дети-меланхолики любят
животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими
меланхоликами неприемлемо. С
ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры,
совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро
переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда
должны быть разноплановые нескучные игры.
Дети-холерики также
любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на
батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии других,
ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках. Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности:
занятия лепкой, рисованием.
|